24 апреля 2024, 17:05:52

Новости:

Запуски спутников 2021 года

01/2021 - Turksat 5A - 31 East
07/2021 - Eutelsat Quantum - 48 East
08/2021 - ChinaSat 2E - 98 East
09/2021 - ChinaSat 9B - 92.2 East

Запуски спутников 2020 года

Успешный запуск
01/2020 -  G-Sat 30 83° East - Индия
02/2020 - JCSat-17 110° East - Япония
07/2020 - Apstar 6D - 134° East - Китай
07/2020 - Экспресс 80А 80 East - Россия
07/2020 - Экспресс 103А 103 East - Россия
08/2020 - BSAT-4B  110° East - Япония

Подробнее
http://forum.vivatv.net.ru/index.php?topic=5413.0


Новости спутника Ямал-402 55 East

Автор G.Maxim, 31 октября 2008, 11:10:43

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 2 гостей просматривают эту тему.

Konstantin

Ямал-402 совершил первую попытку выйти на расчетную орбиту      

"Сегодня ночью был выполнен первый из запланированных импульсов двигательной установки космического аппарата "Ямал-402". Двигательная установка проработала около полутора часов, в результате был выполнен необходимый манёвр. Следующий манёвр запланирован на предстоящую ночь 11 декабря", -- сообщил телеканалу "Россия 24" руководитель пресс-службы Роскосмоса Алексей Кузнецов. (vesti.ru)
  • Мои антенны: Triax 88 см.
  • Мои ресиверы: Dreambox 800
  • Мои спутники: от Eutelsat-7C 7 East до Экспресс-АМ3 103 East

alexsat2006

Эхх, тока один луч светит в нашей стороне. Да и пока его дотащут куда надо  *happy*
  • Мои антенны: Arion 180 см :D
  • Мои ресиверы: DreamBox DM800HD SE Clone/Technisat SkyStar USB HD
  • Мои спутники: 96.5 Е + 90.0 E + 85.0 Е

Konstantin

Второй луч, северный светит только на Казахстан.
Первый луч, российский очерчивает территорию России.
  • Мои антенны: Triax 88 см.
  • Мои ресиверы: Dreambox 800
  • Мои спутники: от Eutelsat-7C 7 East до Экспресс-АМ3 103 East

Kgd

"Ямал-402" начал сам поднимать себя на расчетную орбиту
Первый этап по выведению на орбиту спутника связи "Ямал-402" завершился успешно. Для этого пришлось запустить его собственные двигатели. Еще в ночь на воскресенье вывести аппарат в космос должен был разгонный блок "Бриз-М", но из-за неполадок он остановился раньше времени.
Как и в знаменитой поговорке об утопающих, спутник "Ямал" начал поднимать себя на расчетную орбиту сам. Первое включение двигательной установки произошло минувшей ночью. Четыре минуты, который не доработал разгонный модуль "Бриз-М", превратились для владельцев "Ямала" в существенные потери. Два дополнительных импульса -- это непредусмотренный расход топлива. Он сократит срок службы аппарата, по меньшей мере, на четыре года: с расчетных 15 до 11 лет.
"Сегодня ночью был выполнен первый из запланированных импульсов двигательной установки космического аппарата "Ямал-402". Двигательная установка проработала около полутора часов, в результате был выполнен необходимый маневр. Следующий маневр запланирован на предстоящую ночь 11 декабря", -- сообщил руководитель пресс-службы Роскосмоса Алексей Кузнецов.

Специалисты сейчас пытаются выяснить, почему спутник отделился от "Бриза-М" раньше времени. Запуск в минувшую субботу прошел штатном режиме. Анализ циклограммы, то есть точного списка команд для стартового ракетного комплекса, ракеты-носителя и разгонного блока, не выявил никаких ошибок.

Ситуация под контролем, шансы на спасение спутника велики. Но заявления специалистов не дают ответа на главный вопрос: в чем причина очередного ЧП. Впрочем, в "Роскосмосе" ситуацию с "Ямалом" даже не считают аварией. Формально чиновники правы. Если не считать каких-то четырех потерянных лет эксплуатации аппарата, все в порядке. Заказчик -- ОАО "Газпром -- космические системы" -- получит управление спутником, предназначенным для трансляции на территорию России, Европы, Ближнего Востока и Северной Африки, в начале января. Тем не менее, произошла очередная, далеко не первая нештатная ситуация с разгонным модулем "Бриз-М". Его предыдущие аварии превращали спутники в космический мусор. Не забылся еще августовский аварийный запуск "Протона", который привел к громкой смене руководства Центра имени Хруничева -- производителя ракеты-носителя и разгонного модуля. В этот раз повезло больше, аппарат, вероятно, удастся спасти. Следующий запуск "Протона", оснащенного "Бризом-М", намечен на 27 декабря.
http://www.vesti.ru/doc.html?id=979754&cid=7
  • Мои антенны: Globo 80 см
  • Мои ресиверы: GT Media V8 NOVA,SS-S2,GS B527 4K,Lg 42ln575s.ci+ НТВ+Эконом -запад
  • Мои спутники: 68,5*east and 30*west
<br />

Konstantin

Русская рулетка по имени "Бриз-М"

Сергей Пехтерев, генеральный директор ГК AltegroSky:

Очередной запуск спутника связи "Ямал-402" для российской орбитальной группировки 8 ноября 2012 года только чудом не окончился аварией и потерей ИСЗ.

Последнее включение двигателя разгонного блока (РБ) "Бриз-М" производства ГКНПЦ имени М.В.Хруничева  было аварийно прервано на 240 секунд раньше полетного задания, спутник "Ямал-402" был, согласно схеме работы РБ, тут же отделен от него, и дальше начинается счастливая часть истории. Так как "Ямал-402" создан в компании Thales Alenia Space, в его конструкции есть апогейный двигатель, благодаря которому можно будет компенсировать выпавшие 240 секунд работы двигателя "Бриза" и не набранные из-за этого 4000 км перигея орбиты.

Позволю себе небольшой ликбез на тему перигеев и апогейных двигателей, да простит меня знающая часть читателей. Итак, практически все спутники, предназначенные для связи и телевидения, находятся на геостационарной круговой орбите, находящейся строго в плоскости экватора на высоте 36000 км от поверхности Земли.

При запуске спутника, допустим с Байконура, ракете предстоит выполнить две задачи: во-первых, "раскрутить" орбиту ИСЗ до указанных 36000 км, что делается обычно в несколько этапов, и орбита при этом меняется с круговой на эллипс и потом обратно, а во-вторых, так как Байконур находится на широте 45 градусов, то траектория полета ракеты/выведения ИСЗ не совпадает с плоскостью экватора, а пересекает его под определенным наклоном, и вот это наклонение, а оно достигает десятков градусов, также надо убрать в ноль.

Но совсем другое дело, если запускать ракету непосредственно с экватора. Как вы понимаете, задача корректировки орбиты по наклонению здесь отпадает сразу, кроме того, ракетоноситель получает при старте с экватора дополнительную прибавку в скорости по сравнению со стартом из северных широт.

Эта географическая разница вылилась в различие схем вывода спутников между космодромами, расположенными на Байконуре и мысе Канаверал либо полуострове Куру. За счет лучшего географического положения последняя ступень ракеты-носителя, стартуя с Куру, может вывести спутник связи стандартной массой 2500 кг сразу на эллиптическую орбиту 500х36000 км (так называемая геопереходная орбита). Для довывода на геостационарную орбиту надо всего лишь "приподнять" орбиту до расчетного апогея, и для этого в конструкцию ИСЗ включили "апогейный" двигатель, который и выполняет эту задачу, переводя получившийся после старта эллипс в полный круг. Увы, но при старте с Байконура третья ступень ракеты не в силах доставить ИСЗ сразу на геопереходную орбиту, поэтому в составе ракетоносителя появляется четвертая ступень, называемая разгонным блоком, которая и выполняет за несколько включений переход с наклонной круговой орбиты в 200 км над Землей на геостационарную в плоскости экватора. Соответственно на российских спутниках связи апогейный двигатель не нужен, его задачу выполняет разгонный блок.

Поэтому если бы этот оказавшийся аварийным разгонный блок использовался не при запуске "Ямала-402", а при запуске спарки "Ямала-300К" и "Луча" 3 ноября 2012 года, то и "Ямал-300", и "Луч" были бы безвозвратно потеряны.

Сейчас "Ямал-402" находится в руках специалистов компании-изготовителя Thales Alenia Space, которые должны с помощью апогейного двигателя вернуть ИСЗ сначала на путь истинный (исправить наклонение до нулевого), а потом доставить его на ГСО и там после летно-конструкторских испытаний (ЛКИ) передать счастливому заказчику в лице "Газпром космические системы". Для ГКС это поистине знаковое событие: ее частотный ресурс увеличится в несколько раз, запуска очередного ИСЗ компания ждала даже не три года, как в пословице, а целых пять, после того, как РКК "Энергия" в 2007 году, вместо того чтобы делать "Ямалы-300", начала вымогать с ГКС дополнительные деньги на оплату своей работы.

Безусловно, использование апогейного двигателя "Ямала-402" не по назначению приведет к тому, что запас рабочего тела, предназначенный также и для корректировок орбиты в течение 15 лет (срок жизни ИСЗ, гарантированный производителем) уменьшится на четыре года. Это немаленькие деньги: считая формально при 66 условных транспондерах на борту "Ямала-402" и цене в $1 млн в год за транспондер, теоретический ущерб составит более $250 млн. С другой стороны, тому же "Экспресс-АМ4" наш "Бриз-М" в августе 2011 года не дал и этого шанса.

С запуском (и, надеюсь, успешным проведением ЛКИ) российская орбитальная группировка, работающая в европейской и сибирской части страны, получит долгожданное (ждали более пяти лет!) подкрепление. Это, надеюсь, снизит ажиотаж на рынке и позволит вздохнуть операторам, в частности операторам VSAT, так как доля трафика в этих регионах очень высока. "Ямал-402" позволит ГКС вернуть старушку Astra 1F, запущенную в далеком 1996 году, арендодателю в лице спутникового оператора SES (это был первый запуск иностранного ИСЗ на "Протоне"! И, кстати, тогда обошлись без "Бриза-М" - использовали разгонный "Блок Д"). Кстати, "старушка", несмотря на свой преклонный возраст, весьма бодра, имеет отличный ЭИИМ (энергетику), твердо, на раскачиваясь, стоит на орбите и, говорят, имеет еще такой остаток РТ, что SES планирует направить ее не на космическое кладбище, а какому-нибудь очередному арендатору.

В отличие от осторожного оптимизма для будущего отрасли спутниковой связи, крайний старт "Протона" с "Бризом-М" несет отчетливую печать трагедии для Роскосмоса и дочки "Хруничева" - ILS, продающего услуги запуска на связке "Протон"-"Бриз-М"... У "Бриза-М" всего 66 полетов начиная с 1999 года, в двух из них РБ не включался из-за аварии самого "Протона". Пять аварий произошли по вине РБ - надежность, формально, 92,2%. Но посмотрим на безаварийные серии: 13, 9, 23, 11, 3 полета. Частота аварий непрерывно растет, и три последних отказа: ошибка в полетном задании, бракованный жиклер в системе наддува и сейчас, возможно, отказ двигателя. По качеству продукции производители "Бриза-М" достигли, похоже, уровня АвтоВАЗа середины 1990-х. И это на фоне длинной серии успешных запусков китайского "Долгого Марша".

Конкуренция на рынке пусковых услуг не так проста. Пуск покупается за два-три года вперед, любая авария тормозит очередь на пуск, самый желанный для всех нероссийских и некитайских владельцев ИСЗ Arian 5 расписан на годы вперед и летает только шесть раз в год. "Морской Старт" пока выкарабкивается из банкротства. Но, по моему мнению, большинство владельцев ИСЗ решит лучше подождать в очереди, чем загубить свой бизнес, отправив спутник на ненадежной ракете. А ведь рынок пусковых услуг остается одним из немногочисленных островков отечественного высокотехнологического экспорта, среди бескрайнего потока нефти, газа, леса, угля и металлолома. И вот теперь он явно под угрозой.

Еще более трагична ситуация для российских владельцев ИСЗ. Здесь уже пахнет чистой конспирологией: "Бриз М" с удивительным упорством пытается уничтожить именно российские спутники связи. Первые две жертвы - "Экспресс-АМ4" и "Экспресс-МД2" - погибли, "Ямалу-300К" повезло, а "Ямал-402" чудом вырвался из рук "маньяка". Для четырех запусков российских ИСЗ последних трех лет статистика "выживаемости" просто убийственная.

Напомню, что в следующем году ФГУП "Космическая связь" анонсировало пять запусков своих ИСЗ, среди них сверхценные и абсолютно необходимые для страны тяжелые "Экспресс-АМ5" и "АМ6", на которых держится и переход ТВ на "цифру" и внедрение массового спутникового ШПД в Ка-диапазоне, и магистральные каналы для сотовых операторов.

Российские ИСЗ, как известно, должны запускаться продукцией отечественного производителя, и тут остается только тяжело вздохнуть и сказать: "Крутите барабан, Юрий Валентинович, ваша очередь...".  comnews.ru
  • Мои антенны: Triax 88 см.
  • Мои ресиверы: Dreambox 800
  • Мои спутники: от Eutelsat-7C 7 East до Экспресс-АМ3 103 East

Konstantin

Второй маневр по довыведению спутника "Ямал-402" на орбиту завершен

МОСКВА, 11 дек -- РИА Новости. Специалисты компании Thales Alenia Space завершили второй из четырех намеченных маневров по доведению до геостационарной орбиты российского спутника связи "Ямал-402" с помощью его собственных двигателей, сообщил РИА Новости представитель компании "Газпром -- Космические системы".

"Этот маневр по времени был чуть короче предыдущего. Специалисты Thales довольны полученным результатом", -- сказал собеседник агентства.

Первый маневр по довыведению "Ямала-402" на геостационарную орбиту был проведен в ночь на понедельник.

Thales Alenia Space -- изготовитель, а "Газпром -- Космические системы" -- заказчик космического аппарата "Ямал-402", который в ночь на 9 декабря не удалось штатно вывести на геопереходную орбиту из-за проблем с российским разгонным блоком "Бриз-М".

Специалисты надеются с помощью нескольких включений собственных двигателей спутника перевести его до рабочего места на геостационарной орбите, хотя дополнительный расход топлива сократит срок его активного существования с 15 до 11 лет.

Ракета-носитель "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и спутником связи "Ямал-402", стартовала с космодрома Байконур 8 декабря в 17.13 мск, через десять минут от ракеты отделилась головная часть -- разгонный блок и спутник.

Ожидалось, что "Ямал" выйдет на геопереходную орбиту в воскресенье, 9 декабря, в 02.28 мск. Однако утром в воскресенье Роскосмос сообщил, что при выведении аппарата была зафиксирована нештатная ситуация: спутник отделился от разгонного блока "Бриз-М" на четыре минуты раньше, чем планировалось.

Спутник предназначен для трансляции на Россию, а также Западную и Центральную Европу, Ближний Восток и Северную Африку. (ria.ru)
  • Мои антенны: Triax 88 см.
  • Мои ресиверы: Dreambox 800
  • Мои спутники: от Eutelsat-7C 7 East до Экспресс-АМ3 103 East

Konstantin

Ямал-402 застрахован

Космический аппарат "Ямал-402", который 8 декабря из-за преждевременной остановки разгонного блока "Бриз-М" не был выведен на расчетную орбиту, застрахован в ОАО "СОГАЗ" на 309 млн евро.

Об этом вчера сообщила пресс-служба страховой компании. Соответствующий договор страхования был заключен с владельцем спутника, ОАО "Газпром космические системы" (ГКС), в марте этого года. Основная часть риска перестрахована на международном перестраховочном рынке.

"Официальное уведомление от страхователя должно поступить сегодня, - заявил вчера директор по урегулированию убытков "СОГАЗа" Владимир Козлов. - Размер убытка станет известен примерно через месяц, когда космический аппарат будет официально сдан в эксплуатацию. Тогда будут понятны объем потраченного для выхода на целевую орбиту топлива и, соответственно, ресурс спутника".

Заместитель генерального директора по маркетингу и бизнес-планированию ГКС Игорь Кот подтвердил репортеру ComNews, что спутник "Ямал-402" был застрахован в группе "СОГАЗ" на 309 млн евро, однако от изложения подробностей, сославшись на занятость, он воздержался, пообещав поведать их позже.

По оценкам генерального директора ГК AltegroSky Сергея Пехтерева, теоретический ущерб от недополучения прибыли от 66 эквивалентных транспондеров за четыре года составит более $250 млн (см. колонку ComNews от 11 декабря 2012 г.).

Самый мощный спутник в российской орбитальной группировке "Ямал-402", целиком созданный французской фирмой Thales Alenia Space, был запущен субботним вечером с космодрома Байконур и пока так и не достиг целевой орбиты. Причиной того, что 66 транспондеров Ku-диапазона в эквиваленте 36 МГц, не были доставлены в заданную точку, стал разгонный блок (РБ) "Бриз-М" (см. новость ComNews от 10 декабря 2012 г.).

Ракета-носитель "Протон" (ее производителем, как и блока "Бриз-М", является ГКНПЦ им. Хруничева) с этим спутником стартовала с Байконура 8 декабря, в 17.15 по московскому времени. Работа трех ступеней "Протона" прошла штатно. Далее в работу включился разгонный блок "Бриз-М". Первые три включения маршевого двигателя РБ также прошли штатно. "Четвертое включение разгонного блока завершилось на четыре минуты раньше", - сообщил оператор этого пуска - американская компания ILS International Launch Services Inc., 83% уставного капитала которой (при этом 100% экономического интереса) принадлежит "Хруничеву"; оставшиеся 17% акций ILS находятся в собственности РКК "Энергия". Из-за этого "Ямал-402" отделился от разгонного блока также раньше времени.

Как и большинство западных спутников, "Ямал-402" предполагает вывод не в целевую точку на геостационаре, а на геопереходную орбиту. Отделившись на ней от разгонного блока, спутник за счет трех включений апогейного двигателя должен был самостоятельно добраться до плановой орбитальной позиции (для "Ямал-402" предназначена точка 55° в.д.). Иными словами, спутнику в любом случае предстоял маневр. Согласно сообщению Роскосмоса, в связи с "нештатной ситуацией" апогейному двигателю спутника "Ямал-402" в результате необходимо было выполнить два дополнительных импульса двигательной установки. Первый из них был выполнен в ночь с воскресенья на понедельник 10 декабря.

По словам Игоря Кота, вчера Thales Alenia Space уже разработала схему перевода спутника на геостационарную орбиту, согласно которой требуется в общей сложности четыре включения апогейного двигателя.

"Первое включение длительностью около 1,5 часа было осуществлено сегодня сразу после полуночи. Ожидаемый результат от этого импульса достигнут: орбита спутника значительно улучшена. Второе включение произойдет в ночь с 10 на 11 декабря", - сказал вчера в разговоре с репортером ComNews Игорь Кот. (comnews.ru)
  • Мои антенны: Triax 88 см.
  • Мои ресиверы: Dreambox 800
  • Мои спутники: от Eutelsat-7C 7 East до Экспресс-АМ3 103 East

T.O.X.A

Вообще я как понял из инфы в инете что этот спутник  запускался по ариановской технологии на геосинхронную орбиту  с последующим выведением на стационар своим же дополнительным апогейным движком.  Т.е топливо  расчитывалось на эти скажем два включения движка спутника.   Т.к борт оказался ниже расчетной орбиты  понадобились дополнительные включения двигательной установки и как следствие дополнительный не расчетный расход топлива. 
  Это хорошо что этот борт собирали французы, если бы нечто подобное случилось скажем с 300 то хрен бы его удалось довести до орбиты  т.к я причитал что на круничевских аппаратах этого апогейного движка совсем нет.

Кто там следуюший борт для них строит?  Франсузы?  Газпрому следующий борт нужно выводить только на ариановском носителе .  ИМХО.
  • Мои антенны: многа..
  • Мои ресиверы: Gi ST 7699; Gi Matrix Lite
SVEC. 180см.  AM33. 96_5°E + Yamal 201. 90_0°E + MD1. 80_0°E  С -диапазон.
Sypral 90см.   Yamal 201. 90_0°E +  Intelsat 15. 85_2°E  +  Express AM2. 80_0°E. + ABS. 75.0°E. KU- диапазон
60см -56.0°E
60см- 55.0°E + 56 (что ловится) KU

Нам забывать не следует о том, что мастер просто говорит о сложном,  а подмастерья сложно о простом.
В России две беды - дураки и дуры.

Konstantin

Цитата: TOX@ от 11 декабря 2012, 15:08:03
Кто там следуюший борт для них строит?  Французы?

Да, французы. В 2009 году «Газпром» и Thales Alenia Space подписали контракт на производство двух спутников связи серии «Ямал-400» http://forum.vivatv.net.ru/index.php?topic=2265.msg11144#msg11144

Следующий спутник серии 400 - Ямал 401 (90 East) хотят отправить в 2013 году в космос.

Цитата: TOX@ от 11 декабря 2012, 15:08:03
Газпрому следующий борт нужно выводить только на ариановском носителе .  ИМХО.

По плану спутник Ямал-401 будут выводить на орбиту ракетой носителем Протон-М с уже известным ранее разгонным блоком Бриз-М с космодрома Байконур в Казахстане.
  • Мои антенны: Triax 88 см.
  • Мои ресиверы: Dreambox 800
  • Мои спутники: от Eutelsat-7C 7 East до Экспресс-АМ3 103 East

Skylark

Может быть, решетнёвской фирме также стоит начать оснащать свои аппараты апогейными моторами?  ;D С учётом качества сборки современных разгонных блоков российского производства для РН "Протон" :-)))))))
Azure Shine 0,9 + LEMP 40 SST Lemon LNB + Vantage ITS X212 CX > Express AM3 140.0 E