23 ноября 2024, 05:52:26

Новости:

Запуски спутников 2021 года

01/2021 - Turksat 5A - 31 East
07/2021 - Eutelsat Quantum - 48 East
08/2021 - ChinaSat 2E - 98 East
09/2021 - ChinaSat 9B - 92.2 East

Запуски спутников 2020 года

Успешный запуск
01/2020 -  G-Sat 30 83° East - Индия
02/2020 - JCSat-17 110° East - Япония
07/2020 - Apstar 6D - 134° East - Китай
07/2020 - Экспресс 80А 80 East - Россия
07/2020 - Экспресс 103А 103 East - Россия
08/2020 - BSAT-4B  110° East - Япония

Подробнее
http://forum.vivatv.net.ru/index.php?topic=5413.0


О сетях VSAT

Автор Konstantin, 21 мая 2007, 08:10:01

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Konstantin

VSAT технология появилась в 1983 году, за прошедшие 20 лет технические характеристики оборудования выросли, а цена упала. Изначально этот термин был введён компанией Hughes Network Systems для того, чтобы отделить пользовательские станции с антеннами относительно малых диаметров от больших земных станций. В общем, VSAT технология прошла путь, аналогичный спутниковой связи в целом. Если сначала она была доступна только крупным корпорациям, то сейчас считается, что спутниковая система одностороннего Интернет-доступа по своей цене вполне доступна человеку со средним доходом. VSAT станции принято делить на три поколения. Первое -- 1980-1990-е гг., стоимость станции -- от 10 до 20 тыс. долларов, скорость передачи -- 64 Кбит/с., основная задача -- передача данных. Второе -- конец 1980-х -- вторая половина 1990-х, стоимость станции -- 5-10 тыс. долларов, скорость передачи -- до 2 Мбит/с, к передаче данных добавляется передача видеоматериалов. Третье поколение -- вторая половина 1990-х -- нынешнее время, стоимость станции от 1 до 10 тыс. долларов, скорость передачи -- до 40 Мбит/с, мультимедийный сервис.

Доход индустрии TDMA сетей с 1994 года вырос с 0,45 до 0,85 млрд долларов. Динамика стоимости терминалов тоже весьма интересна и показательна: терминалы C-диапазона в 1990 году стоили в среднем 16 тыс. долларов, в 1993-м -- около 11 тыс., в 1996-м -- около 5 тыс., в 1997-м -- меньше 4-х, в 2002-м -- около 2 тыс. долларов. Терминалы Ku-диапазона плавно дешевели от 8 тыс. долларов -- в 1990 году до все тех же 2 тыс. долларов -- в 2002-м. Стоимость терминалов «Инмарсат» за последние 8 лет также снизилась почти в 10 раз. Традиционно самым развитым VSAT рынком является рынок США и Канады, но в последнее время большее значение приобретают рынки других регионов. По данным МСЭ (Международный совет по электросвязи), потенциал VSAT рынка Африки составляет около 3 млрд долларов, Ближнего Востока -- около 1,5 млрд, Латинской Америки -- около 2,3 млрд, Европы и стран СНГ -- 4 млрд, Азии (исключая Китай) -- 8,1 млрд, Китая -- 12 млрд.

В 2004 году в мире эксплуатировалось более 750 тыс. терминалов VSAT, в России -- 2500 единиц. Таким образом, доля России на рынке станций VSAT составляет 0,36Но, согласно расчетам главного государственного оператора России ГП КС и Минсвязи России, при успешной реализации федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды» и ФЦП «Электронная Россия» число терминалов VSAT в России может достичь 50 000 единиц к 2006 году и 97 900 единиц к 2010 году. В 1998 году в докладе МСЭ о развитии телекоммуникаций прозвучало следующее: «Обеспечение доступности услуг связи сегодня не представляет проблемы с точки зрения решения технических проблем или проблем поставки нужной партии нужного оборудования. Главная проблема лежит в области правового регулирования и политики». При этом в МСЭ знали, о чем говорили. У них перед глазами стоял наглядный пример -- Европа. До самого начала 1990-х гг. перед европейскими операторами, желающими создать VSAT сеть, стояли многочисленные бюрократические барьеры. При этом на родине технологии -- в США -- VSAT сети развивались очень активно. Европа же по количеству VSAT сетей обгоняла на тот момент, например, Африку.

Вопросом упрощения правового обеспечения VSAT сетей всерьез занялись комитеты и комиссии ЕС, Европейский институт стандартов электросвязи (ETSI) и созданная несколько позднее ассоциация Global VSAT Forum (GVF). Ассоциация GVF была специально создана для координации усилий разработчиков, операторов и администраций связи, разработки стратегии регулирования спутниковых систем. К концу 90-х Европа по числу установленных VSAT станций почти догнала США.

В России вопрос об упрощении правовых процедур внедрения VSAT сетей был впервые поднят Администрацией связи России в сентябре 1997 года. Тогда была создана межведомственная Рабочая группа, в задачу которой входила разработка предложений и рекомендаций по удешевлению и упрощению процедуры регулирования малых земных станций спутниковой связи с диаметром антенн до 3,8 м. В составе группы работали представители Администрации связи России, ГКРЧ, ГСН РФ, МО, ФАПСИ и Национальной ассамблеи спутниковой связи (НАСС). В результате к 1999 году удалось сократить срок, необходимый для регистрации, до 90 дней и снизить стоимость примерно на 25Тем не менее, и срок, и стоимость оставались гораздо выше, чем в Европе. К тому же, на практике этот срок получался в два -- два с половиной раза больше.

В 2002 году на конференции ГП КС в Дубне был проведен круглый стол по вопросам правового обеспечения развития VSAT технологии в России. На этом столе представителями операторов и регулирующих организаций было высказано друг другу немало претензий. С одной стороны говорилось, что раз операторам нужна упрощенная процедура -- пусть они и проявляют максимальную активность, с другой, дескать, если государство ввело все препоны, то пусть «государевы люди» и решают проблему. Подобный разговор имел весьма и весьма конструктивный результат. Например, было сделано движение в сторону определения самой VSAT станции, поскольку его как такового не существовало. За основу были приняты рекомендации GVF. В этих рекомендациях VSAT станция приблизительно определена следующим образом: станция мощностью 2 Вт, работающая с КА с ЭИИМ - 50 дБВт, расположенная не ближе 500 м от аэропорта.

В рекомендации указывается, что большую часть проблем можно решить гармонизацией и упрощением процедур. Предлагались: 1. Отмена индивидуального лицензирования на пользование VSAT станцией. 2. Введение одношаговой процедуры разрешения на использование и доступ к орбитальному ресурсу. 3. Взаимное признание иностранных процедур. Рекомендации VSAT форума приняты в США на 65, в Европе - на 50, в Африке - на 45, в арабских странах - на 25

В США индивидуальное лицензирование на использование VSAT терминала было отменено более 10 лет назад. В Бразилии -- более года назад. В Европе на сегодня индивидуальное лицензирование отменено в 13 странах.

Тогда же операторам и всем заинтересованным лицам было разослано предложение по организации работ по упрощению процедур. В частности, эти работы включали в себя проведение НИР по определению диапазона и частот, которые возможно предоставить для работы VSAT сетей. Работа сложная и дорогостоящая, почти целиком она легла на плечи операторов, поскольку именно они и были самыми заинтересованными лицами. Надо сказать, что если на первой стадии велись разговоры о том, чтобы допустить к упрощенной процедуре иностранных и международных операторов, работающих на российском рынке, то потом априори предполагалось, что упрощенная процедура подразумевает только допуск к ресурсам ГП КС и «Газкома». Кстати, по словам российских операторов, работающих с иностранным ресурсом, иностранные операторы не проявляли большой активности в этом вопросе.

24 февраля 2004 года было обнародовано решение Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации об упрощении действующей процедуры частотного обеспечения земных станций спутниковой связи типа VSAT -- Ku при их работе в спутниковых сетях «ЭКСПРЕСС»: «Указанным решением гражданам Российской Федерации и российским юридическим лицам разрешается использование (без получения решений ГКРЧ) полос радиочастот 14330-14370 МГц и 14408-14500 МГц (передача) для ЗССС VSAT-Кu при организации через отечественные КА с точками стояния на геостационарной орбите 40° в.д., 53° в.д., 80° в.д., 90° в.д., 96.5° в.д., 140° в.д. спутниковых сетей связи различного назначения, работающих по VSAT технологии».

Одновременно ГКРЧ продлила до 31 декабря 2004 года срок действия решения ГКРЧ от 25.09.2000 № 2/2 «О процедуре регистрации и контроля за применением на территории Российской Федерации малых земных станций спутниковой связи для создания через КА типа «Экспресс» с точкой стояния на геостационарной орбите 53° в.д., 80° в.д. и 103° в.д. спутниковых VSAT сетей». По вопросу об утверждении «Временных норм частотно-территориального разноса РЭС сетей UMTS и РЭС военного назначения» ГКРЧ утвердила «Временные нормы частотно-территориального разноса РЭС сетей UMTS и РЭС военного назначения».

Суть упрощенной процедуры состоит в том, что «Отсутствие необходимости операторам связи получать частные решения ГКРЧ на использование полос радиочастот 14330-14370 МГц, 14408-14500 МГц (передача) и 10700-11700 МГц (прием) для создания собственных сетей спутниковой связи через отечественные КА с точками стояния на геостационарной орбите 40° в.д., 53° в.д., 80° в.д., 90° в.д., 96,5° в.д., 140° в.д.».

Также выпуск этого решения позволяет не проводить дополнительного согласования частотных присвоений и мест установки VSAT-Ku с Минобороны России и Спецсвязью России -- правило действует на всей территории России, кроме Москвы и Санкт-Петербурга (в этих двух городах требуется согласование места установки станции). Но при этом ЗС VSAT-Ku не должны размещаться ближе 1 км от границы аэропортов. (Здесь, кстати, наблюдается ужесточение относительно европейских правил, которые ограничивают полукилометровую зону.) В случае установления факта создания со стороны введенной в эксплуатацию ЗС СС VSAT-Ku непреднамеренных помех ранее введенным в эксплуатацию РЭС других назначений и/или нарушения интересов государственной безопасности юридическое лицо, по предписанию Госсвязьнадзора России, прекращает работу VSAT на передачу и совместно с оператором соответствующей спутниковой сети связи принимает меры по обеспечению ЭМС.

Установлено время на анализ исходных данных, оценку ЭМС, определение условий использования радиочастот, оформление заключения экспертизы о возможности использования радиоэлектронных средств и об их электромагнитной совместимости: не более двух недель (10 рабочих дней), аналогичное время определено и для оформления разрешений на использование радиочастот ЗС СС VSAT-Ku в федеральном органе исполнительной власти. Однако представителями ГКРЧ было специально оговорено, что Центр берет на себя обязательства по соблюдению сроков только в случае правильности заполнения заявочных материалов и полноты представления исходных данных в строго соответствии с решением ГКРЧ. Международная защита частотных присвоений VSAT в Ku не требуется в том случае, если оператор не будет предъявлять претензий на помехи со стороны РЭС иностранных государств, не будет использовать радиочастоты для международной связи и не будет требовать международного признания радиочастот. Также должно соблюдаться условие непричинения вредных помех каким-либо службам других государств.

По заявке владельца ЗС, оператор спутниковой связи «Экспресс» предварительно может самостоятельно определить необходимость этой работы, то есть осуществить опытную передачу по месту предполагаемой установки станции. После получения от владельца ЗС исходных данных ГРЧЦ проводит экспертизу представленного материала, если координационный контур выходит за пределы РФ, по обращению заявителя ГРЧЦ может начать оформление необходимых материалов по международной защите.

ФГУП «Главный радиочастотный центр» установлены новые цены на услуги по оформлению заключения экспертизы о возможности использования радиоэлектронных средств и об их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами. Стоимость для VSAT сети определена в размере 4290 руб. без НДС (до 20 одновременно заявленных ЗС СС) и 1850 руб. без НДС (свыше 20 одновременно заявленных ЗС СС). Правда, заметим, что в 2004 году этот шаг не дал заметного толчка к развитию VSAT сетей в России, потому что возможные плюсы, предоставляемые упрощённой процедурой, были компенсированы минусами проводимой реформы власти.

В то же время на постсоветском пространстве появилась страна, в которой развитие VSAT технологий пошло очень быстрыми темпами - это Украина. На официальном сайте Украинского государственного центра радиочастот «Укрчастотнагляд» указаны следующие расценки.

Заявки на частотные присвоения подаются не позднее этапа эскизного проектирования (для модернизации РЭС), после завершения государственных заводстких испытаний исследовательских образцов (для производства РЭС), к заключению контракта на ввоз (для ввозимых из-за границы РЭС).

Госкомсвязи Украины высылает в «Укрчастотнагляд» документы на присвоение частот не позднее месяца со дня регистрации. «Укрчастотнагляд» в течение месяца осуществляет экспертизу и подает в Госкомсвязи Украины оценку о возможности или невозможности присвоения частот. В месячный срок после получения оценки Госкосвязи сообщает заявителю о результатах. Экспертиза заявочных документов на частотные присвоения для спутниковой станции фиксированной службы - 168 гривен.

Тариф на работы, связанные с обеспечением технических характеристик и электромагнитной совместимости спутниковых станций передачи данных:
до 9,6 кбит/с включительно - 840 грн/год 9,6-512 кбит/с - 1200 грн/год; 512-2048 кбит/с - 1890 грн/год; свыше 2048 кбит/с - 2400 грн/год.

Ставки единовременных платежей на использование радиочастотного спектра Украины для спутниковых станций:

В диапазоне 2,5-4,0 ГГц:

Киевская, Днепропетровская, Донецкая, Одесская, Харьковская, Луганская области - 1700 грн.
Автономная республика Крым, Запорожская, Львовская, Полтавская, Винницкая, Житомирская, Николаевская, Сумская, херсонская, Хмельницкая области, Севастополь - 1020 грн.

Волынская, Закарпатская, Иваново-Франковская, Кировоградская, Ровненская, Тернопольская, Черкасская, Черновицкая, Черниговская области - 680 грн.

В диапазоне 11,5-42,5 ГГц:

Киевская, Днепропетровская, Донецкая, Одесская, харьковская, Луганская области - 136 грн.

Автономная республика Крым, Запорожская, Львовская, Полтавская, Винницкая, Житомирская, Николаевская, Сумская, Херсонская, Хмельницкая области, Севастополь - 68.

Волынская, Закарпатская, Иваново-франковская, Кировоградская, Ровненская, Тернопольская, Черкасская, Черновицкая, Черниговская области - 51.

Проекты VSAT сетей украинской компании «Датагруп» вызывают приступ острой зависти у российских VSAT операторов. Сочетание двух факторов - более либеральные правила допуска станций к эксплуатации и наличие крупного связного холдинга - позволяет набрать высокие темпы развития.

Год назад начался процесс интеграции компании с другими телекоммуникационными компаниями в составе корпорации «Инком». 1 апреля 2004 года была организована компания «Датагруп», куда вошли телекоммуникационные активы холдинга, ключая «Датасат», «Датаком», телефонных операторов и др.

За 2004 год было установлено около 1000 терминалов, на 2005-й компания выходит на показатель в три тысячи терминалов. На следующий год планируется 5-7 тысяч, через год - около 7 тысяч. Основными клиентами VSAT сетей на территории бывшего СССР стали в первую очередь банки. Украина - не исключение. Сегодня клиентами «Датагруп» яваляются около 80украинских банков. Существует пять банков, у которых вся сеть построена спутниковых линиях.

Также на Украине свои сети активно развивает компания «Сатлайн». По мнению генерального директора Александра Живкова, реально рассчитывать в ближайшее время на 10 тысяч станций в течение ближайших пяти лет. Кроме банков и энергетических компаний Александр считает перспективным развитие коммуникаций в сельской местности для обеспечения фермеров возможностью связи и возможностью ведения финансовых документов. В этой области, считает Александр, надо стараться максимально снизить стоимость абонентского комплекта и зарабатывать исключительно на трафике. Основной сектор с большим количеством потенциальных клиентов - сети розничной торговли. До конца этого года прогнозируется установить 500-600 терминалов.

Авторизация карточек. Сейчас только несколько процентов бензозаправок принимают кредитные карточки, при том что многие компании вводят в действие свои собственные карты. Еще одна перспективная область - Wi-Fi зоны, которые сейчас строят в разных местах.

Банкоматы. Когда банкоматом пользуется один человек в два часа, то качество канала связи практически не имеет значения. Но когда к банкомату возникает очередь, как во время банковского кризиса, то качество связи приобретает первоначальное значение. После банковского кризиса в Москве многие банки начали это очень хорошо понимать. Здесь заложена еще одна перспективная область для VSAT.

Однако основной проблемой внедрения новых технологий и услуг, как и раньше, остается правовое регулирование. Научно-исследовательский институт Радио - один из основных участников разработки концепций развития различных направлений коммуникационной отрасли в России. Также НИИР активно занимается совершенствованием нормативно-правовой базы.

Одной из задач, поставленных НИИР, является подготовка программы развития государственной группировки связи и вещания РФ на предстоящий десятилетний период. В конце октября в Министерстве связи и информатизации состоялось заседание научно-технического совета по этому вопросу. Поставленная задача охватывает самые разные аспекты - и вопросы непосредственно орбитальной группировки, и земного сегмента. Один из самых немаловажных аспектов - определить правила игры, пот которым будут играть спутниковые операторы, желающие вести бизнес в России. Разработка этих правил будет вестись при непосредственном участии ассоциации спутниковых операторов.

Для эффективного использования ресурса новых КА необходим анализ и понимание операторами упрощенной процедуры допуска и разрешения к работе ЗС спутниковой связи. В том числе и станций VSAT - наиболее популярного сейчас для большинства стран вида МЗС и признанной наиболее перспективной технологией для развития технологий широкополосного доступа.

В прогнозе НИИР, представленном два года назад на НТС в Минсвязи в преддверии запуска серии «Экспресс-АМ», была дана оценка развития этого сектора. Рост количества крупных ЗС (диаметр более 3,8 м) достаточно мал. Наибольший рост приходится на VSAT сети. По сравнению с 2005 годом (около 2000 станций) ожидаемый рост оценивается: примерно в 7-10 раз к 2010 году и в 40 раз к 2015-му. Этот рост прогнозируется на основании тех программ, которые развивает Правительство РФ, и на основании возможностей новых технологий и услуг.

Что препятствует активному развитию VSAT? В первую очередь - особенности использования орбитально-частотного ресурса. В Европе, в CEPT, принят ряд перспективных решений по выделению частотного диапазона для передовых технологий. Первое и главное, что нужно сделать для того, чтобы развивались российские VSAT сети - классифицировать и оптимизировать использование радиочастотного спектра. Проблема состоит в том, что те полосы частот, которые используются рядом российских спутников, имеют категорию совместного использования. То есть они на равных правах доступны не только ФСС, но и некоторым наземным службам. Любые попытки их использования требуют согласования во избежание помех, что занимает довольно много времени. Следовательно, главное направление - гармонизация российского частотного ресурса в соответствии с европейскими нормами. Одним из шагов приближения к этим нормам стало решение ГКРЧ, принятое в начале этого года. Согласно этому решению, установлено не выдавать разрешений на работу в диапазоне работы VSAT других радиоэлектронных средств связи. Те РЭС, который работают - продолжают работать, но новым системам разрешения на этот диапазон уже не выдается. Таким образом, предполагается постепенно очистить эту полосу, оставив ее только для VSAT сетей. Когда произойдет полная конверсия этой полосы частот и отведение ее исключительно для работы VSAT, можно будет говорить не о разрешительной, а об уведомительной процедуре. Интересна еще одна инициатива CEPT, который выпустил проект решения, выделив сверхмалые спутниковые станции - LEST. Это - терминал (диаметр антенны около 0,9 м), работающий на передачу в Ku-диапазоне с малой ЭИИМ. Помехи от такой станции малы, следовательно, процедура легализации должна максимально упроститься. Обычный VSAT, например, можно устанавливаться только в километре от аэропорта, чтобы не создавать помех РЭС воздушных судов. LEST могут ставится по границам аэродрома, так как их координационная зона не превышает 14 м. Но в то же время, такие станции могут предоставить весь спектр широкополосных услуг, особенно если брать в расчет ввод в строй новых высокоэнергетичных спутников. Сейчас CEPT выпускает проект решения о возможности безлицензионного применения LEST.

Итак, сегодня существует процедура - не идеальная, но упрощенная - поэтому самый реальный путь - дальнейшее ее упрощение. Это касается не только частотных присвоений, так как существует еще необходимость разрешений от санитарных и с пожарных служб. Стратегическое направление НИИР видит в кардинальном упрощении и переходе к уведомительному принципу регулирования. Это возможно тогда, когда этот спектр будет полностью освобожден для конкретного вида станций.

На основании собственных исследований в НИИР был составлен прогноз по количеству введенных в эксплуатацию станций спутниковой связи:

Прогноз по количеству земных станций (диаметр антенны менее 2,5 м.): 2005 год: 700-900; 2006-2010 гг.: 2000-3000; 2011-2015 гг.: 5000-7000.

Прогноз по количеству станций VSAT: 2005 год: 2200-2500; 2006-2010 гг.: 15000-20000; 2011-2015 гг.: 75000.

Национальная Ассамблея Спутниковой Связи создана в 1998 году как некоммерческое объединение операторов спутниковых сетей с целью максимального облегчения работы спутниковых сетей в России. Сейчас НАСС включает в себя 24 оператора спутниковой связи. Это наиболее активные участники российского VSAT рынка. В том, что в 2004 году была принята упрощенная процедура допуска VSAT сетей к ресурсу КА «Экспресс-АМ» и «Ямал» немалая заслуга Ассоциации. Леонид Семенович Рагозин - исполнительный директор НАСС - изложил, как видит НАСС сегодняшнее состояние VSAT рынка в России и какие шаги надо предпринять для его дальнейшей активизации.

Внедрение VSAT в России проводится в рамках общей концепции развития телекоммуникационных услуг и Федеральной программы «Электронная Россия».

До недавнего времени основным препятствием внедрения VSAT технологий было отсутствие достаточного количества отечественного орбитального ресурса, подходящего по своим характеристикам для работы малых спутниковых станций. Но после запуска новых КА ГПКС и «Газкома» ситуация изменилась. На этих спутниках наиболее активно развиваются сети Центрального Банка и РАО ЕС. Сегодня проекты создания VSAT сетей реализуют компании «Лукойл Информ», «Стекком», «Трансссвязьнефть», «Ройлком», «Современный гуманитарный университет», «Московский телепорт», «Телепорт ТП», КБ «Искра» и другие. Создание собственных VSAT сетей - одно из направлений работы ГПКС. В Сибирском федеральном округе красноярская компания «КБ Искра» реализует проект по информатизации удаленных населенных пунктов при помощи VSAT технологий, планируется установка до 400 терминалов. В рамках ФЦП «Электронная Россия» компания «Кросна» выиграла тендер на подключение российских школ к сети Интернет также с построением VSAT сети. Условием тендера является установка 16 тысяч терминалов в удаленных школах. Всего же «Электронная Россия» предусматривает установку до 75 тысяч терминалов. Более 10 компаний сейчас проводят работу по развертыванию VSAT сетей.

Государственная комиссия по радиочастотам предприняла шаги по упрощению процедуры частотного обеспечения работы VSAT сетей. Но, в общем, положение нельзя признать удовлетворительным. Если посмотреть развитие упомянутых проектов, то пока главным достижением последнего времени можно считать ввод в эксплуатацию центральных станций, в то время как количество зарегистрированных терминалов невелико. По довольно оптимистичным оценкам, оно не превышает 2500. Если говорить об остальном мире, то там количество VSAT терминалов уже превысило 700 тысяч.

Задержка во внедрении обусловлена двумя причинами. Первая: высокие косвенные расходы, связанные с правовым обеспечением проектов, а также временные задержки, связанные с этим. Для того чтобы его сеть была легальной, оператор должен иметь дело с Государственной комиссией по радиочастотам, Федеральным агентством связи, Федеральной службой по надзору за средствами связи. По сути, эти компании занимаются предоставлением государственных услуг операторам VSAT сетей. Дело обстоит так, что сами документы выдаются бесплатно, что естественно, поскольку государство, и в том числе эти организации, существуют за счет налогов, взимаемых с того самого оператора. Однако операторы несут высокие косвенные расходы. Например, частотные присвоения не производятся без положительного результата экспертизы на электромагнитную совместимости VSAT станции с остальными средствами связи, проводимой в радиочастотном центре. В ряде случаев приходится платить за проведение работ по координации частотных присвоений с иностранными РЭС. Также невозможно ввести VSAT станцию в эксплуатацию без разрешения санитарно-эпидемиологической службы. На сегодня рынок экспертных услуг предельно монополизирован - на нем работает одна компания, что ведет к повышению цен. Величина косвенных затрат: проведение экспертизы на ЭМС - около 12-17 тысяч рублей, разработка заключения для СЭС - 12,5 тысяч рублей, измерение географических координат и высоты над уровнем моря VSAT станции - 3000 рублей. В итоге получаются косвенные расходы около 1000 долларов, что соизмеримо со стоимостью самого терминала. Стала дороже работа по подготовке документов для регистрации станции в региональных органах по надзору в сфере связи. Удорожание обусловлено появлением требования, которое обязывает прикладывать к протоколу измерения параметров излучения копию лицензии на право измерения географических координат. Соответственно, VSAT оператор должен либо оформить эту лицензию, либо привлекать организацию, которая такую лицензию имеет, тогда как требуемую точность измерения координат можно получить, используя бытовой прибор GPS стоимостью в 200 долларов. Реальная длительность работ по присвоению частот занимает примерно 7 месяцев. Эта цифра взята из опыта работы операторов в 2005 году. Тогда как заявленный ГКРЧ срок составляет пять суток. То есть, при созданных вполне приемлемых нормативных норм и подтверждающих их документов отсутствуют механизмы для их реализации. Увеличение сроков развертывания сети и косвенных расходов сильно увеличивают сроки окупаемости сети, что снижает инвестиционную привлекательность российских VSAT проектов. Это в свою очередь увеличивает сроки окупаемости российских космических аппаратов и затрудняет дальнейшее обновление орбитальной группировки.

Выводы НАСС: дальнейшие усилия нужно сосредоточить на оптимизации нормативно-правовой базы, направленное на сокращение косвенных затрат и времени. Опрос операторов показал, что средний срок частотных присвоений для VSAT в 20 дней был бы оптимальным. Затраты на все экспертизы - не более 9 тысяч рублей. К тому же, учитывая особенности технологии VSAT, можно отказаться от большей части экспертиз. Или же разрушить монополию на рынке экспертных услуг, что приведет к снижению тарифов. В свою очередь более активное внедрение VSAT сетей приведет к большему развитию рынка спутниковой связи, что увеличит налоговые отчисления операторов. Эта сумма перекроет ту сумму, которое сейчас государство-монополист получает от оказания экспертных услуг.

Основная претензия операторов, работающих на российском рынке, заключается в том, что существует дискриминация между пользователями спутников российской группировки и всеми остальными. Другие спутники не получили даже того небольшого облегчения, которое получили пользователи российских КА.

Как было сказано заместителем директора НИИР М.М. Симоновым, эта организация проводила работы и имеет некие предварительные результаты, которые могли бы быть использованы для демократизации процедуры к другим спутникам, которые доступны на территории Российской Федерации. Проблема состоит в том, что эти результаты надо централизованно использовать для обеспечения такой процедуры. Необходимо объединить усилия ряда регуляторных организаций, в том числе отвечающих за вынесение соответствующих решений. Основа для такого решения, для расширения упрощенной процедуры ко всем спутникам, существует.
  • Мои антенны: Triax 88 см.
  • Мои ресиверы: Dreambox 800
  • Мои спутники: от Eutelsat-7C 7 East до Экспресс-АМ3 103 East